Семидесятые.
Практика на заводе художественных красок.
Небольшие комнатки. В них перетирали краски вручную. Техника безопасности – каменный век.
Желтая комната. Желтая женщина с желтыми глазами и зубами. Она терла охру.
Синяя женщина. Синие глаза, такие же зубы. Ее звали Кобальт.
Красная женщина. Естественно, с красными волосами, глазами, зубами. Плакала красными слезами. Она терла кадмий…
Цвета на картинах я долго воспринимал, как результат выдавливания на холст из тюбиков тех разноцветных женщин.
Еще семидесятые.
Варшава. Первый раз в жизни оказался за границей. Был мир черно-белым, стал цветным!
Нас трое. Я, Михаил Мишин, Витя Биллевич. Адрес пригласившей нас стороны, никогда не забуду: Климчака, 42».
Мишин, через пять минут в любой стране говоривший на понятном им языке, договорился с водителем.
Польский «фиат». Для нас - иномарка.
Шофер включил музыку. Угостил «Мальборо». Подарил брелок с голой девушкой. Сказка!
От возбуждения я стал понимать польский язык,
Через два часа быстрой езды, водитель переспросил адрес.
- Ах «Климчака»!
Хлопнул себя по лбу и поехал в обратную сторону.
Рыскали еще час.
Водитель убрал в карман сигареты «Мальборо». Попросил вернуть брелок. Выключил музыку.
Стемнело. Затормозив, водитель сказал по-русски «Паны выходят к чертовой матери. Денег не надо!»
Мишин ответил по-польски: «Пока не довезешь до Климчака, мы не выйдем!»
По спине водителя забегали искорки. От багрового затылка можно было прикуривать.
Полночь. Луна целиком. Съезжаем в овраг. Водитель выхватывает газовый пистолет: «Нет в Польше улицы Климчака! Выходите, москали, или стреляю!»
Остаемся с вещами в ночи за границей.
Горят окошки единственного на весь овраг дома.
На доме табличка «ул. Климчака, 42».
Семидесятые.
Служил в ДК Ленсовета завклубом Молодежи Петроградский стороны.
Вечер, посвященный Дню Победы в большом зале.
Режиссер поручил забрать в мастерской факел, зажечь и дать в руку женщине-матери. По сценарию она с факелом идет через зал. Все встают в едином порыве. Женщина-мать на сцене зажигает от факела вечный огонь памяти. Ансамбль поет. Зал подхватывает. Апофеоз, чтоб не сказать большего.
Идет вечер. Я с женщиной-матерью в фойе. Красивая полная достоинства старуха в черном до полу платье. Дают отмашку. Я поджигаю и отдаю факел. Бабушка идет по проходу. Зал встает. Все по сценарию.
Откуда-то запах. Подношу ладонь к носу, - бензин!!! Факел течет! Вспыхнет старуха!
Бывают ситуации, когда в долю секунды надо на что-то решиться.
Или не решиться. Если бы я рванул за старушкой, повалил, бедную, на пол, у нее мог случиться разрыв сердца. Паника в зале. Огонь по рядам. Жертвы.
У меня, к счастью, столбняк. Глазами впился в спину старухи. Торжественная неспешная поступь. Самые длинные минуты в моей жизни.
Наконец женщина-мать поднялась на сцену. Зажгла вечный огонь под овацию зала.
Громче и дольше всех хлопал я.